Начатые в сентябре 1936 г. испытания ХАИ-3 показали удовлетворительную управляемость и хорошую устойчивость. В 1937- 1938 гг. после перелета Харьков — Тамбов — Москва планеролет эксплуатировался в Подмосковье, перевозя грузы. Это был первый и единственный случай применения в народном хозяйстве самолета данной схемы.

В 30-е годы в ХАИ был накоплен опыт реального проектирования. Наряду с качественной подготовкой кадров в ХАИ успешно решались вопросы, стоящие перед авиационной наукой и техникой. Создание в ХАИ оригинальных конструкций явилось большим вкладом в дело развития отечественного самолетостроения.

После окончания Великой Отечественной войны работы института в этом направлении были продолжены. Началом стало участие в конкурсе проектов спортивных самолетов, объявленном ЦК ДОСАВ в марте 1949 г. Кафедра конструкций самолетов возглавила работу студентов 4, 5-х курсов, а затем и дипломников, объединившихся в несколько бригад (около 35 человек).

Все проекты выполнялись как курсовые и дипломные работы. Качество проектов, имевших уже характер реальных, значительно возросло, повысился уровень подготовки будущих авиационных специалистов.

Первым послевоенным летающим самолетом стал ХАИ-17. В 1957 г. группа студентов, решившая собственными силами спроектировать и построить небольшой спортивный самолет, организовала кружок, которым руководил В. Решетников. В работе над проектом самолета помощь студентам оказал доцент Л. Арсон. Главный авиаконструктор О. К. Антонов пошел навстречу энтузиастам и на предприятии, которым он руководил, выделил производственную площадь, где и был построен самолет ХАИ-17.