Постройка самолета производилась на одном из серийных заводов. Средства Осоавиахимом были отпущены очень небольшие, завод был перегружен другими работами, но коллектив завода — рабочие и инженернотехнический состав отнеслись к работе молодых конструкторов с исключительной чуткостью и, не считаясь с личным временем, обеспечили изготовление самолета в рекордно короткий срок».

Первый опыт реального проектирования, прообраз будущих студенческих конструкторских бюро, закончился успешно. В октябре 1932 г. состоялся первый полет пассажирского самолета ХАИ-1. В январе 1933 г. на нем с серийным двигателем М-22 в 480 л. с. (353 кВт) была достигнута рекордная по тому времени скорость — 292 км/ч. В феврале 1933 г. был совершен перелет Харьков — Москва за 2 ч 54 мин. Это был рекордный показатель не только для пассажирской машины, но и для многих типов военных самолетов. В дальнейшем, уже на серийном экземпляре самолета была достигнута скорость у земли 324 км/ч.

ХАИ-1 -пассажирский шестиместный самолет. При проектировании и постройке его основное внимание было уделено аэродинамическому совершенству. Все новое и прогрессивное, что было известно и применено на отдельных самолетах, было реализовано на ХАИ-1. Это определило и принятую схему — низкоплан с убирающимся в полете шасси. Следует отметить, что ХАИ-1 был одним из немногих в мире и первым в нашей стране самолетом с убирающимся в полете шасси.