Самолет Анд-1 «Колибри»

Одним из интересных экспонатов Центральной выставки научно-технического творчества молодежи на ВДНХ СССР в 1982 г., посвященной XIX съезду ВЛКСМ, был микросамолет «Колибри» (рис. 68), построенный студентами КнАПИ. Самолет был удостоен серебряной медали главной выставки страны.

Автор проекта, главный разработчик и конструктор самолета С. Андреев, задумал построить микросамолет еще в 1974 г. Строить начал в мае 1975 г. В создании самолета ему помогали студенты А. Акимов, В. Лукашевич, А. Соломатин, В. Гаврилюк.

Микросамолет Анд-1 отличался смелостью творческого замысла, оригинальностью конструкции и четкостью воплощения эстетических представлений в аэродинамические формы самолета.

Самолет Анд-1

Рис. 67. Экранолет ЭЛА-13М

Конструкция самолета в основном из угле- и стеклопластика. Коэффициент эксплуатационной перегрузки самолета конструкторы решили принять равным четырем, исходя из назначения самолета «Колибри» — самолет многоцелевой. Он предназначен для спортивных и тренировочных полетов, а также для патрулирования и для связных целей. Самолет имеет минимальные размеры, его фюзеляж, практически, составляет только кабина пилота. За спинкой сиденья пилота она сразу же переходит В капот двигателя.

Верхний контур кабины образует короткую килевую балку, соединенную кольцевым каналом винта с нижней балкой фюзеляжа, на которой установлено хвостовое колесо. Стабилизатор с рулем высоты расположен на килевой балке за кольцевым каналом винта и за килем с рулем поворота (небольших площадей). По диаметру кольцевого канала была установлена еще одна узкая часть киля с рулем поворота, которые были достаточно эффективны, так как располагались в воздушном потоке от винта.