Итоги технического творчества авиаконструкторов-энтузиастов были подведены в 1987 г. на четвертом Всесоюзном смотре-конкурсе сверхлегких летательных аппаратов.

СЛА-87, который проводился с 1 9 по 30 августа на Тушинском аэродроме в Москве, стал настоящим авиационным праздником и одновременно Всесоюзной выставкой достижений сверхлегкой авиационной техники На слете было представлено больше ста летательных аппаратов, из них четыре автожира, три параплана, махолет, а также самолеты, мотопланеры, мотодельтапланы и планеры. Восемь легких авиационных двигателей, созданных конструкторами-энтузиастами, с успехом экспонировались на СЛА-87.

Рис 159. Самолет «Махаонас»

Самолет

В смотре-конкурсе участвовали практически все союзные республики. В классе двухместных аппаратов призером СЛА-87 стал самолет белорусских «Мир-02». Больших успехов в развитии сверхлегких авиационных конструкций достигли авиаконструкторы Литвы. Они получили Гран-при — приз имени О. К. Антонова и премию Минавиапрома.

Сверхлегкий самолет «Махаонас» (рис. 159) А. Ю. Лукашявичуса, заведующего воднолыжной спортивной базой «Жальгириса», был признан лучшим в классе одноместных самолетов. Испытывал самолет сам конструктор. Сначала он летал на буксире. Затем, установив на самолет переделанный лодочный двигатель «Вихрь», начал летать на высоте 10-15 м.

До слета «Махаонас» налетал 30 ч. Двигатель самолета на 3000 об/мин развивает мощность 14-15 л. с. (11 кВт) и с винтом диаметром 1,16 м обеспечивает статическую тягу 52 kit (520 и). Для охлаждения двигателя использована радиаторная трубка от трактора длиной 4 м. Размах крыла «Махаонаса» -7,4 м, масса конструкции -82 кг. За эту разработку автору была присуждена премия Минавиапрома (тысяча рублей).