Самолеты ХАИ, КАИ, КуАИ и молодежных КБ Куйбышева

Самолеты ХАИ

Харьковский авиационный институт (ХАИ), созданный в 1930 г., с первых лет своего существования наряду с подготовкой молодых специалистов развернул творческую деятельность по решению основных проблем авиационной науки и техники. В ответ на призыв партии и правительства о мобилизации внутренних ресурсов для досрочного выполнения пятилетнего плана дипломное проектирование в институте было задумано как реальное проектирование.

В 1931 г. перед студентами-дипломниками была поставлена конкретная задача — спроектировать и построить для народного хозяйства скоростной пассажирский самолет.

Работа над реальным дипломным проектом велась студентами под руководством заведующего кафедрой самолетов И. Г. Немана (в дальнейшем профессора ХАИ).

Бригада студентов, возглавляемая В. Ерёменко, прорабатывала вариант пассажирского самолета с монопланным подкосным крылом, а бригада Л. Арсона — свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. В феврале 1932 г. оба проекта были готовы и рассмотрены. Было принято решение строить самолет по второму варианту.

Один из участников работы Л. Арсон впоследствии писал: «Когда по окончании проектирования выявилось высокое качество проекта самолета, получившего название ХАИ-1, при поддержке харьковского Осоавиахима было принято решение о его постройке. Разработка рабочих чертежей была произведена студентами младших курсов, которые работали по окончании занятий по 3-5 часов.