Летательные аппараты А. В. Гремяцкого

Сочетать учебу с конкретной проектно-конструкторской работой А. В. Гремяцкий начал с первого курса МАИ. А на четвертом курсе Анатолий Гремяцкий, на курсовой проект, решил спроектировать летательный аппарат, который отвечал бы нормам летной годности, отличался бы технологичностью и простейшей техникой пилотирования. Решено было спроектировать и построить планер первоначального обучения «Дископлан». Это и определило конструкцию — простую, легкую и надежную. Как известно, круглая несущая поверхность «допускает» достижения даже больших углов атаки (порядка 45) без опасных последствий. Круглое крыло не сваливается в штопор, а устойчиво парашютирует. При посадке оно поддерживается мощной воздушной подушкой.

В 1968 г. группа студентов под руководством А. В. Гремяцкого приступила к изготовлению «Дископлана» (рис. 29). В 1969 г. А. В. Гремяцкий испытал планер первоначального обучения новой конструкции.

Сочетать учебу с конкретной проектно-конструкторской

Планер был построен из дерева и обтянут полотном. Конструкция крыла напоминала велосипедное колесо. Обод и втулка соединялись спицами — нервюрами. Крыло расстыковывалось по продольной оси.

Планер имел открытую кабину и двухколесное шасси с резиновой амортизацией. Шасси крепилось к килевой балке, на конце которой был установлен руль поворота. Планер был выполнен по схеме «бесхвос ка». Его крыло в плане имело форму диска. По задней кромке крыла были установлены элевоны большой площади. Площадь крыла 12 м», диаметр -3,9 м. Масса конструкции планера -60 кг. Летал на планере преимущественно сам конструктор. Не имея специальной летной подготовки, он научился летать самостоятельно. Планер запускался с помощью резинового амортизатора или самодельной мотолебедки.

Планер был устойчив и прост в управлении. Однако аэродинамическое качество его было невысоким — около 7, так как удлинение крыла равнялось 1,27, что даже для планера первоначального обучения слишком малая величина. Зато круглое крыло в плане обеспечивало полную безопасность полета в отношении штопора. Это было исключительным качеством для учебного планера, допускавшим летное обучение без инструктора в одноместном варианте.