Создание летательных аппаратов нового типа

Аппараты на воздушной подушке

Первым наиболее полное обоснование и анализ принципа движения на воздушной подушке дал К. Э. Циолковский в 1927 г. В том же 1927 г. в аэродинамической лаборатории Новочеркасского авиационного института начал работы по аппаратам на воздушной подушке профессор В. И. Лев ков. В 1931 г. была испытана первая модель аппарата на воздушной подушке камерной схемы, основными элементами которой являются воздушный винт, расположенный в кольцевом канале, и воздушная камера, ограниченная периметром корпуса аппарата. Воздух в камеру нагнетался воздушным винтом сверху.

Вытеканию воздуха снизу препятствует опорная поверхность (поверхность земли, воды). Таким образом в камере создается избыточное давление воздуха — «воздушная подушка», на которой аппарат приподнимается над опорной поверхностью. Воздушная подушка по периметру может иметь ограждение с помощью воздушной завесы, которую создают воздушной струей, с помощью гибкого ограждения, посредством створок, заслонок и т. и.

К началу тридцатых годов относится появление нового типа летательных аппаратов на динамической воздушной подушке — экранолетов. У экранолетов воздушная подушка под крылом образуется за счет напора набегающего потока воздуха, который увеличивает давление под крылом (между крылом и опорной поверхностью — экраном). Первые проекты экранолетов были разработаны П. И. Гроховским в 1932-1934 гг.

Воздушная подушка сохраняется при движении экранолета на относительно небольшой высоте над экраном, на расстоянии, практически не превышающем половину хорды крыла, а для аппаратов на статической воздушной подушке не более 0,1 диаметра воздушной подушки.