В 1911 г. студенты МВТУ под руководством Б. Н. Юрьева создали вертолет продольной схемы. Он экспонировался на второй Международной выставке воздухоплавания в Москве весной 1912 г. в Манеже. Студент Б. Н. Юрьев, конструктор машины, получил золотую медаль за «прекрасную теоретическую разработку проекта геликоптера и его конструктивное осуществление». После выставки были предприняты первые попытки испытания аппаратов.

Специализированные вертолетные КБ появились в нашей стране только после войны, в конце 40-х годов. Ранее вертолеты проектировали и строили в основном в научно-исследовательских организациях и энтузиасты авиаконструкторы. Так, в 1940 г. в Московском авиационном институте было организовано первое в нашей стране вертолетное КБ (ОКБ-3). В нем под руководством И П. Братухина был создан вертолет поперечной схемы.

В 1947-1948 гг. в МАИ А. И. Болдырев построил сверхлегкий вертолет с реактивным приводом.

История создания и развития автожиров написана в основном авиаконструкторами-энтузиастами.

Автожир был изобретен в 1920 г. испанским авиаконструктором и пилотом Хуаном де ля Сьерва. Лишь в конце 1928 г. была создана удачная конструкция автожира. Автожиры стали очень популярными летательными аппаратами, их начали строить во многих странах.