Сверхлегкий автожир Ф. П. Курочкина

В 1947 г. выпускник МАИ Ф. П. Курочкин провел всесторонние аэродинамические исследования модели сверхлегкого индивидуального автожира. Была изготовлена модель в масштабе 1:5, которая представляла собой манекен лыжника с укрепленной на нем подвесной системой ранцевого типа. К ней на стойках крепился несущий винт — ротор автожира.

Модель испытывалась в аэродинамической трубе Т-1 Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. Она устанавливалась в рабочей части трубы с помощью тонкой стальной проволоки длиной 4 м (имитировавшей буксировочный трос) и крепилась к полу трубы.

При увеличении скорости потока в трубе «Иван» (так исследователи называли.своего лыжника) взлетал и устойчиво держался в воздухе, удерживаемый от горизонтального перемещения стальной проволокой. Эту модель любил демонстрировать академик Б. Н. Юрьев. Для демонстрации устойчивости аппарата, он через лючок в трубе указкой толкал модель в сторону. Она после нескольких колебаний продолжала устойчивый «полет» в трубе. Для замера потребной тяги (сопротивления автожира) проволока крепилась к пружинным весам.