Вертолеты Н. Мельника и А. Светикаса

В 1959-1962 гг. инженеры Н. Мельник и А. Светикас построили и испытали два сверхлегких вертолета ранцевой схемы Первый вертолет был построен по забытой в наши дни схеме Г. Велльнера. Несущий винт такого вертолета вращался с помощью тянущих винтов малого диаметра, установленных на несущих лопастях или на штангах, установленных в плоскости вращения несущего винта.

На вертолете Мельника и Светикаса на трех двухметровых стальных трубах были установлены три двигателя от бензопилы «Дружба» мощностью по 3,5 л. с. (2,6 кВт) при 4800 об/мин. Диаметр несущего трехлопастного винта был около 6 м. Несущий винт вместе с тремя двигателями на трубах-штангах свободно вращался на оси, жестко установленной на раме. Рама крепилась к подвесной системе пилота. Ось винта на раме была закреплена шарнирно и с помощью ручки управления отклонялась вправо-влево, вперед-назад.

Так осуществлялось управление ранцевым вертолетом. В трубах-штангах проходили тросы управления оборотами двигателей и трубки от бензобака. Бензобак был установлен сверху, на неподвижной оси над плоскостью воздушного винта. На испытаниях вертолет поднялся на четыре метра. Для полетов мощности двигателей было недостаточно. Вертолет был демонтирован.

Второй вертолет конструкторы подготовили к испытаниям в 1961 г. Было решено установить на вертолет один двигатель большей мощности с меньшей удельной массой. Роторный двигатель Ванкеля конструкторам показался наиболее соответствующим таким требованиям. Они изготовили такой двигатель с водяным охлаждением собственными силами.

После пятидесятичасовой доводки двигатель был поставлен на испытательный стенд. При 800-900 об/мин двигатель начинал устойчиво работать. Испытания на стенде показали, что двигатель развивает мощность 30 л. с. (22 кВт) при 17 000 об/мин. На новом вертолете двигатель был установлен над ступицей несущего винта, а тянущие воздушные винты остались на тех же трех штангах-трубах, через которые были пропущены валы.