Высокая энерговооруженность аппарата должна была обеспечивать ему расчетную вертикальную скорость 7,3 м/с и максимальную скорость полета 80 км/ч.

Двигатели до указанной мощности довести не удалось, возникли трудности в их доработке. В целом Х-3 до летных испытаний не был доведен. В 1972 г. Х-3 демонстрировался на

ВДНХ СССР на выставке научно-технического творчества молодежи. В том же году он экспонировался в ЧССР в Братиславе.

В СКБ-2 в 1973 г. был спроектирован и построен экспериментальный аппарат Х-4 (рис. 27). Он имел вид открытого поста управления, установленного в точке пересечения трех трубчатых балок, соединенных под углом 120°. На концах балок были укреплены блоки из четырех поршневых двигателей «Дружба» [каждый форсирован до 7 л. с. (5,2 кВт)] Суммарная мощность трех блоков -84 л. с. (62 кВт).

Высокая энерговооруженность аппарата

Рис. 26. Схема вертолета-автожира Х-1

Блок имел общий вал, который был связан редуктором с коленчатым валом каждого двигателя. На вал блока устанавливался воздушный винт диаметром 1,1м. Нижняя часть блока служила пневматической опорой трех стоечного шасси. Устройство винтомоторной группы было по типу Х-3 (только без кольцевого канала и аэродинамических рулей).